Невидимая рука свободного рынка способна исправлять разные проблемы, в том числе политические. В Израиле, как и в других западных странах, академическое сообщество тяготеет к ультралевым взглядам. Эта традиция сохраняется со времен Платона, на что есть свои причины: для общественных наук нужны общественные эксперименты, а это – квинтэссенция левой идеологии.

Академические социальные теории начали активно претворяться в жизнь примерно со времен Руссо. До этого государство не имело возможности управлять умами людей. Телами – да, но управлять умами стало возможным только с появлением идеологий, пропаганды и особенно средств массовой информации.

Политические аспекты частных университетов

После заката аристократии в девятнадцатом веке единственным критерием оценки достоинств человека стало образование. Сегодня человек без университетского диплома имеет мало шансов стать известным политиком. Таким образом, на смену знатности пришла ученость. К моменту, когда политик занимает какую-либо должность, он уже прошел промывку мозгов левыми академическими теориями. Неудивительно, поэтому, что весь политический спектр сместился влево, включая даже номинально консервативные партии. Туда же смещается весь образованный класс общества и пресса.

Но эта ситуация может скорректироваться неожиданным образом. Традиционные вузы страдают от той же проблемы, что и любая бюрократическая организация: они продают товары, объективную ценность которых невозможно установить ни до, ни после потребления. Соответственно, рыночная реакция на их действия наступает с большим опозданием, из-за чего они могут себе позволить длительное время функционировать с крайне низкой эффективностью. Ко времени наступления рыночной реакции может быть уже слишком поздно что-то менять. В свое время с этим столкнулась церковь: когда монополия привела к резкому росту стоимости религиозной жизни, наступила реформация. Что касается вузов, то они имеют тенденцию к неограниченному разрастанию, подобно бюрократической организации. Они растут быстрее, чем их клиентская база. Единственное доступное им решение проблемы – увеличение числа и продолжительности учебных курсов.
И старшие классы общеобразовательной школы, и высшее образование становятся все более бесполезными. Практически никто не помнит, что он там проходил, и еще меньше из этого использует на практике. Бесполезными можно считать где-то 95% курсов в колледжах и 50–70% в университетах. И это не говоря о многочисленных предметах, не имеющих никакого отношения к реальной работе и карьерным перспективам; я никогда не мог понять, зачем «социальным работникам» диплом университета или медсестрам – колледжа.
И здесь появляются коммерческие колледжи. Сегодня в них идут в основном те, кто не смог поступить в «нормальные» университеты. Не смогли они это сделать по разным причинам. Кто-то и правда слишком глуп, но есть также большая категория студентов, которые не собираются работать по полученной специальности и поступают просто так, забавы ради. Они не хотят тратить лишнее время и деньги и выбирают более быстрое и недорогое образование. Эта категория студентов может со временем изменить систему образования, заставив коммерческие вузы сократить время и снизить стоимость курсов, предоставляя только действительно необходимые и практические знания.

У таких реалистичных образовательных учреждений просто не будет времени на чепуху социальных теорий. Когда молодые люди поймут, что могут получить разумное образование в любое время, сразу уменьшится число желающих учиться в традиционных колледжах, где им придется платить непонятно за что, тратить драгоценное время, а самое главное, в которые нужно поступать слишком рано, когда человек еще не задумывается о выборе профессии. В итоге колледжи просто не смогут промывать мозги образованному классу, определяющему развитие общества.