|
Завершившийся в Сеуле саммит лидеров государств и правительств «большой двадцатки» (G20), вопреки официально-оптимистичным заявлениям участников, прошел отнюдь не в «теплой, дружественной обстановке», а, скорее, в «нервной и напряженной». Конечно, общей нервозности способствовали многотысячные демонстрации антиглобалистов и 50 тысяч полицейских, охранявших мероприятие. Тем не менее, главным источником напряженности были сами участники саммита – а точнее, лидеры США и Китая, развязавшие «валютную войну».
Напомним, США обвиняют КНР в манипулировании курсом юаня с целью обеспечить выгодные позиции для своего экспорта. Китай, действительно занижающий курс «жэньминьби» — «народной валюты» (именно так официально называются китайские деньги, в то время как юань – по-китайски просто «валюта»), в свою очередь, ставит в упрек США применение методов плановой экономики, заключающихся в безудержной эмиссии новых долларов. Между этими двумя гигантами мечется объединенная Европа со своим страдающим явным ожирением евро.
Правда, если ориентироваться на официальные репортажи российского ТВ, то все обстоит с точностью до наоборот. Во-первых, лидеры G20 якобы договорились, что «валютных войн» больше не будет (очевидно, имеется в виду «вот эту довоюем – и больше ни-ни»). Во-вторых, судя по сообщениям из России, именно российская делегация два дня подряд всех мирила, а Барак Обама вообще чуть ли не хвостиком бегал за Дмитрием Медведевым, спрашивая у него совета по поводу и без. В доказательство телеканал РТР даже привел диалог президентов США и России, записанный на ходу: Обама спросил «как дела?», Медведев ответил «все в порядке». Окружающие в трепете – причастились великих тайн... Единственное, что не вызывает сомнений — к российскому рублю и впрямь ни у кого нет претензий. Но не потому, что он так хорош, а потому что он никого не интересует.
Никакого согласия, о котором сообщает официальная пресса, на саммите не было. В Сеуле китайцы добились всего, чего хотели. Наспех создаваемый Обамой антикитайский фронт развалился: президента США поддержала лишь Индонезия. Индия, которую Обама пытался «купить», пообещав поддержать ее в стремлении стать шестым постоянным членом Совбеза ООН, заняла нейтральную позицию. Еще больший удар ожидал Барака Обаму из союзной Европы: «Железная фрау» Ангела Меркель чуть ли не весь саммит проходила под ручку со своим китайским коллегой Вэнем Цзябао.
А Бараку Обаме не удалось даже подписать давно планировавшееся соглашение между США и Южной Кореей о свободной торговле. Похоже, Барак Обама вынужден будет признать: его больше не любят так искренне и бескорыстно, как это было еще год назад, когда он таскал по миру пресловутую «кнопку перезагрузки». Очарование его личности рассеивается и внутри страны, и на внешнеполитической арене. Президент США больше не является суперзвездой на фоне лидеров других государств.
И даже скандал в Сеуле у него устроить не получилось: низкий курс юаня был едва упомянут на саммите, из КНР не удалось сделать «мальчика для битья», а Германия вместе с Китаем весьма резко отказалась участвовать в предложенном Обамой «выравнивании экспортно-импортного баланса». А это — еще один ощутимый удар по американской экономике.
В данный момент импорт в США намного превышает экспорт, причем лидируют товары из ФРГ и Китая. Многие фирмы американские фирмы оказались неконкурентоспособны на международном рынке — китайские «забивают» их ценой, немецкие – качеством. Поэтому Барак Обама предложил странам-экспортерам ввести ограничительные квоты на поставки их продукции в США — чтобы поддержать трудящихся Техасщины и Оклахомщины в деле строительства развитого капитализма в отдельно взятой супердержаве.
Однако Ангела Меркель и Вэнь Цзябао не прониклись этой идей и не стали лишать свои страны лидирующих позиций в экспорте. И если Ангела Меркель все же сохраняла подобие дипломатичности в своих оценках результатов саммита, то президент КНР Ху Цзиньтао в выражениях не стеснялся. «Мировое сообщество должно реформировать финансовую систему, чтобы она стала стабильной, — заявил он. — А стабильности она достигнет лишь в том случае, если гигантский разрыв в уровне благосостояния между различными государствами будет преодолен. Пока же этого не произошло – мы должны уважать различия между разными странами и системами». Иными словами – не учите нас жить.
Увы, но следующий скандал вряд ли заставит себя долго ждать. Потому что попытки «учить жить» менее развитые экономические страны вряд ли прекратятся. Как ни крути, а руководство КНР и в самом деле искусственно занижает курс юаня, что создает китайскому экспорту огромное преимущество. И если США принимают ответные меры уже сейчас – грубые, неуклюжие, не учитывающие ни интересов союзников, ни возможных последствий в виде инфляции и расшатывания основных валютных корзин – то Европа пока ограничивалась лишь призывами к разуму и совести. Но далеко ли до того дня, когда и евро будет втянута в эту бессмысленную войну? Швейцарский франк и японская иена уже ввязались – правда, пока с переменным успехом. Закончиться все это может очень плохо. В худшем случае – таким кризисом, перед которым рецессия 2008-2009 покажется легкой разминкой.
Немає коментарів:
Дописати коментар